Молодежный форум
21.05.2025
16:00–17:30

Практико-ориентированное обучение в юридических клиниках и социальная значимость юридической профессии

Конгресс-центр, конференц-зал B2 (2-й этаж)
Профессиональное развитие и карьера
Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется 48-й статьей Конституции РФ, а в случаях, предусмотренных законом, такая помощь оказывается бесплатно. Эта конституционная гарантия получила реализацию в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации. Федеральный закон предусмотрел в качестве участников негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи юридические клиники, организуемые при вузах. Координирующая роль в системе оказания бесплатной юридической помощи возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. Участие в деятельности юридических клиник позволяет обучающимся юристам осознать социальную значимость выбранной профессиональной деятельности. В современных условиях студенты под руководством опытных преподавателей оказывают бесплатную юридическую помощь многим категориям населения, в том числе участникам СВО и членам их семей. Вызовы наших дней требуют от обучающихся юридической профессии ответственности и профессионализма с первых шагов. Это становится возможным только в условиях активного участия профессорско-преподавательского состава и руководства вуза в работе юридических клиник. В самом начале юридической карьеры в юридической клинике студент оказывается вовлечен в социально значимое дело – юридическую помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, нуждающимся в профессиональной юридической поддержке. Как отмечают сами «клиницисты», работа в юридической клинике позволяет понять свое предназначение и возможности, показывает сложность и уникальность юридической профессии, ставит новые профессиональные цели, раскрывает важность помощи людям. При внешнем сходстве с волонтерской деятельностью оказание бесплатной правовой помощи в юридических клиниках обладает спецификой, поскольку требует четкой организации и руководства деятельностью обучающихся юристов на высоком профессиональном уровне. Сочетание практической ориентированности получаемых юридических знаний и социальной значимости работы в юридической клинике создает новые возможности для образования и профессионального самоопределения студентов. Как вовлечь обучающихся в юридических клиниках в деятельность по профилактике правонарушений и правовому просвещению населения? Какую правовую помощь могут оказывать студенты юридических клиник гражданам, испытывающим трудности при обращении к системе правосудия? Какие этические аспекты юридической профессии следует учитывать в работе юридических клиник? Какое участие могут принимать обучающиеся в юридических клиниках в мониторинге правоприменения? Как можно объединить усилия обучающихся юристов, программистов и психологов для разработки эффективных программ?